Экскурсионный маршрут «Пальна»

Экскурсия
Продолжительность: 5 ч.
Стоимость места от: 1 руб.
Откуда: Елец
Куда: Пальна-Михайловка
Экскурсионный маршрут «Пальна» имеет два варианта, различающихся по виду транспортировки и насыщенности объектами.

Первый является смешанным, включающим в себя пешие / велосипедные и авто маршруты. Он предполагает экскурсию по экологической тропе «Горная страна в миниатюре», посещение полигона спортивного туризма в Центре детско-юношеского туризма, а также поездку на автотранспорте в усадьбу Стаховичей в с. Пальна-Михайловка.

Второй вариант предполагает перемещение только пешком и на велосипеде. В отличие от вышеизложенного маршрута, до Пальны-Михайловки предполагается добираться на велосипедах (как вариант на внедорожниках) вдоль берега р. Пальна. В этом случае удастся не только полюбоваться живописнейшей рекой и уже практически не читаемыми, заросшими остатками некогда многолюдных сел, но и осмотреть остатки мощеной дороги, разрушенную плотину, одну из первых в этих местах электрических генераций по плану ГОЭРЛО, фрагменты фундаментов неизвестного хутора XVIII–XIX вв. на опушке леса «Бахтин».

Кроме того, в связи с близостью к археологическому парку «Аргамач» посещение каждого из объектов можно произвести по отдельности, вписав в программу парка.

Протяженность маршрута при первом варианте составит 104 км, второго – 29 км.
По всем вопросам: 8(47467)2-40-53

Места и достопримечательности

  • Остановка 1. Особо охраняемая природная территория «Аргамач-Пальна». Экологическая тропа «Горная страна в миниатюре»

    ООПТ «Аргамач-Пальна» – это ландшафтно-биологический памятник природы площадью 300 га. На его территории создана экологическая тропа «Горная страна в миниатюре». Она позволяет познакомить всех посетителей с природными особенностями долины реки Пальна, в месте, где образуется своеобразный каньон с многочисленными выходами на поверхность скальных пород. Объектами показа могут стать выходы дикого камня, меандр, фундамент мельницы, Белый камень, пещера и ущелье, а также Ферендеев родник.

    Экологическая тропа проходит по территории особо охраняемой природной территории, поэтому целесообразно ограничить посещение этой территории исключительно маршрутом экологической тропы. Уже сейчас лес Прасека и другие участки на р. Пальна испытывают сильную рекреационную нагрузку и некоторые редкие растения: тимьян меловой, колокольчик персиколистный, купальница европейская, ветреница лесная – находятся под угрозой исчезновения. Кроме того, многие скалы регулярно оказываются исписанными «туристами» несмываемой краской, что без должного контроля может привести к снижению рекреационной привлекательности этой территории и даже окончательной ее утрате.

    Помимо обычных рекреантов, которые имеют возможность самостоятельно или с экскурсоводом пройти по экологической тропе «Горная страна в миниатюре», важной категорией посетителей являются учащиеся и педагоги, которых условно можно разделить на две категории.

    Первая категория посетителей: педагоги и воспитатели, студенты педагогических специальностей, которые на тропе приобретают опыт образова­тельно-воспитательной работы с детьми в природных условиях.


    Вторая категория посетителей: учащиеся общеобразовательных школ, колледжей, учреждений дополнительного образования, студенты. Они в ходе экскурсий углубляют биологические знания, изучают объекты и явления природы, познают виды природопользования, оценивают воздействие человека на окружающую среду, приобретают навыки экологического поведения в природном окружении, развивают умения пропагандировать идеи охраны природы среди сверстников и населения.

    Общее описание тропы

    Экологическая тропа может быть двух видов: более протяженная (около 9 км), включающая в себя пеший маршрут до нее от археологического парка «Аргамач», и более короткая (около 2,5 км), включающая в себя собственно экологическую тропу по лесу Прасека и скальным массивам.
    Экологическая тропа протяженностью около 9 км проходит по обоим берегам реки Пальна и начинается у археологического парка «Аргамач». Здесь планируется оборудовать Вход на экологическую тропу, который помимо красочного оформленного указателя «Экологическая тропа «Горная страна в миниатюре» будет содержать небольшой, но хорошо читающийся стенд с указанием правил поведения на маршруте следования.

    Правила поведения на экологической тропе:

    1. Отправляясь на природу, не забывайте, что вы идете к ней в гости, ведите себя так, чтобы не нанести ей вреда и ущерба
    2. Не ломайте деревья. Их много, но растут они медленно, всего по 20-30 см в год. Не повреждайте кору деревьев. Одна пораненная большая береза может потерять до 200 литров сока. В раны на стволах проникают микробы: такие деревья не доживают свой век.
    3. Не засоряйте окружающую среду. Помните: бумага может лежать до полного разложения более 2-х лет, консервная банка более 30 лет, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло более 1000 лет.
    4. На маршруте не включайте музыку, не создавайте лишнего шума. Не беспокойте птиц особенно в период их размножения и выкармливания потомства.
    5. Передвигайтесь строго по тропам.
    6. Не рвите растения. Помните, что здесь на особо охраняемой природной территории многие растения относятся к редким и занесены в Красную Книгу.
  • Маршрутная точка № 1. Постройки из дикого камня

    Принято считать, что традиционное русское жилище это деревянная изба, а жилища, сделанные из дикого камня можно увидеть только где-нибудь на Кавказе. Однако это далеко не так. На территории археологического парка «Аргамач» сохранилось значительное количество сооружений из дикого камня – дома (кузня «Пузатая»), сараи, подвалы, заборы. Возникает вопрос: где был взят для нее строительный материал? На самом деле ответ прост. Как правило, камень брали где-то поблизости, причем до широкого распространения кирпича и бетона, до появления мощной горной техники и динамита добывали его, как правило, в каменоломнях. Так же, как и многие другие виды полезных ископаемых. Строительного камня требовалось не просто много, а очень много. Добывали камень в большом количестве и в нашей местности. Особенно активно это происходило в XIX веке.


    Сегодня известняк в нашей области добывают на карьерах, а раньше добычей известняка на продажу в качестве дополнительного промысла или для собственных нужд в зимнее время занимались крестьяне. Возникает вопрос: с помощью каких инструментов ломали довольно твердый известняк? Один из способов – использование клиньев, забиваемых между слоями камня. С боков монолиты подрубали теми же клиньями, а также кайлами. Однако использование «ударных» инструментов старались свести к минимуму. При ударах всегда есть риск, что трещина пойдет совсем не в том месте, где требуется. Чтобы избежать этого, после подготовки рабочей («свободной») поверхности в монолите камень по контуру отделяемого блока пилили. На первый взгляд кажется, что это невозможно. Однако в прошлом пилы были не совсем обычными. По воспоминаниям и свидетельствам старых документов, использовались инструменты, похожие на двуручные пилы, но без зубьев! В распил, между такой «пилой» и камнем, постоянно подсыпали мокрый речной песок, он и перетирал камень. Надпилив камень, по контуру, его аккуратно скалывали и получали, таким образом, заготовку будущей плиты. Размер и форма блоков были самыми разными – это определялось требованиями рынка или конкретных заказчиков. Но заготовку мало отделить от монолита, ее надо вытащить. Каменные глыбы, обвязав веревками, транспортировали (на тележках или салазках) с помощью конной тяги. Зимой их вывозили на подводах, но гужевой транспорт был относительно дорог, а потому разработки в большинстве случаев велись у реки, чтобы использовать более рентабельный водный транспорт.

    Если пройти по селу Аргамач-Пальна, и сегодня можно увидеть большое количество домов и надворных построек, сделанных из дикого камня.

    Далее маршрут идет до крутого склона, на котором в большом количестве имеются конусы выноса.
  • Маршрутная точка № 2. Конусы выноса

    В горных странах в ущельях можно встретить многочисленные конусы выноса. Здесь мы, конечно, не увидим таких гигантских скоплений обломочного материала, но микроконусы выноса мы можем увидеть. Конус выноса образован скоплением рыхлого обломочного материала в устьевой части временных водных потоков (оврагов) и возникает вследствие отложения взвешенного в воде материала при уменьшении скорости течения воды, связанного с изменением уклонов поверхности.

    Далее маршрут идет до места, откуда удобно рассказать о меандрах или излучинах реки.

    Перекат – это мелководный участок русла реки, обычно имеющий вид вала с пологим скатом, обращенным против течения, и крутым – по течению. Причиной образования перекатов является неравномерность размыва русла водным потоком. Перекаты образуются там, где неравномерная скорость течения способствует отложению наносов, где русло расширяется, скорость уменьшается. Во время половодья и в паводки на перекатах образуется подпор воды от нижележащей части русла и создаются благоприятные условия для отложения наносов; это приводит к росту перекатов.
  • Маршрутная точка № 3. Меандр

    Многие реки имеют меандры – повторяющиеся на большом протяжении долины реки изгибы ее русла . Меандры возникают в долинах равнинных рек с медленным течением и широкой поймой . Достаточно небольшого отклонения водотока от прямолинейного направления (отжимание притоком, микронеровность, обвал берега ), как он, встретив сопротивление подмываемого берега, отходит в противоположную сторону, поперечно от прямого потока и подмывает противоположный берег. Возникают изгибы – блуждание русла и формирование крутых подмываемых противоположных берегов. Название «меандр» происходит от древнего названия сильно извилистой реки Меандр в Малой Азии. Здесь на реке Пальна мы также можем увидеть такой изгиб.

    Отсюда маршрут идет по грунтовой дороге вдоль правого высокого берега реки Пальна вниз по течению. Здесь удобное место для фотосъемки – отсюда открывается живописный вид на долину реки, лес Прасека на противоположном берегу, скалы Белый камень и более мелкие скальные выступы.
  • Маршрутная точка № 4. Фундамент мельницы

    Наш край традиционно был земледельческим. Когда в XIX веке через территорию будущей Липецкой области были проложены железнодорожные пути, главным товаром, который вывозился по ним из наших мест, был хлеб (зерно и мука). Так, в 1902 году только на железнодорожной станции Елец было отгружено 26 миллионов пудов преимущественно хлебных грузов (416 тысяч тонн). Для того, чтобы произвести муку, необходимы были многочисленные мельницы, которые строились в наших краях в любых удобных местах, как здесь, на излучине реки Пальна, где достаточно быстрое течение.

    Отсюда маршрут идет через брод на реке Пальна к дубраве. Здесь удобное место для фотосъемки, с которого открывается самый лучший вид на плотину и скальный массив Белый камень. Далее маршрут резко уходит вверх по крутому склону. Это один из самых сложных для прохождения участков экологической тропы, где возможно ознакомится с реликтовой растительностью, произрастающей здесь.
  • Маршрутная точка № 5. Реликтовая растительность – растения, подаренные ледником

    Многим известно название самого маленького в мире заповедника «Галичья гора». Однако мало кто знает, что бороться за придание ему заповедного статуса ученых подтолкнули растения, произрастающие на его уникальной территории. Чем же так необычна растительность этих мест? Помимо степных растений, типичных для нашей лесостепной зоны, но редких сейчас на этих сильно распаханных пространствах, особый интерес здесь вызывает так называемая реликтовая растительность. Реликтовыми называют виды, сохранившиеся в какой-либо местности как остатки фауны или флоры существовавшей в прошлые геологические эпохи. Особый интерес среди реликтовой растительности, произрастающей здесь, на территории ландшафтно-биологического памятника природы «Аргамач-Пальна», на «Галичьей горе», «Воргольских скалах» и «Плющани», вызывают растения, оставшиеся от эпохи оледенения.

    На Среднерусской свободной ото льдов возвышенности, северная часть которой вдавалась в виде полуострова в ледяное поле, образовалась смешанная флора, состоявшая из растений юга и севера. Прошли века. Снова наступили теплые времена. Ледник таял, постепенно уменьшаясь в размерах. Целые моря ледниковой воды заливали обнаженную и опустошенную землю. Вслед за тающими льдами ушли на свои родные места и растения, но некоторые из них остались у нас, как немые свидетели происходивших некогда грандиозных событий истории земли.

    Отсюда маршрут идет к дубраве на окраине леса Прасека.
  • Маршрутная точка № 6. Нагорная дубрава

    Лес Прасека представляет собой хорошо сохранившуюся нагорную дубраву на известняках со «снижено-альпийскими» растительными сообществами на опушках и осветленных участках леса и полянах. В дубраве широко представлены марьянниковые, снытевые, горноосоковые сообщества с редкими растениями, такими,как мерингия трехжилковая и Любка зеленоцветковая.

    Пологие склоны и примыкающие к долине плато покрыты лугово-степной растительностью. Здесь особый интерес представляют «снижено-альпийские» петрофитные сообщества. На обнажениях девонских известняков в урочище произрастает ряд редких и реликтовых видов растений. Среди них шиверекия подольская, лапчатка бедренцеволистная, костенец постенный, колокольчик алтайский. Довольно широко распространен основной компонент «сниженный альп» – осока низкая, обитатель древних неогеновых степей, а также борец дубравный, крупка сибирская.

    Среди редких растений встречаются папоротники, произрастающие в области исключительно на скальных грунтах: цистоперис ломкий, голокучник Роберта, голокучник Линнея. Из редких кустарников миндаль низкий, кизильник алаунский. По окраинам леса на остепненных лугах произрастает ковыль перистый. Если говорить о дубравах, то в допетровскую эпоху их было довольно много по берегам многих рек. Однако в период строительства флота для азовских походов Петра I многие дубравы были вырублены, и сегодня они являются достаточно большой редкостью для наших мест. Через лес Прасека проходит крупный, также поросший лесом овраг с встречающимися на его дне известняковыми валунами.

    Здесь имеются известняковые плиты в виде ровно стоящих стен, в одном из массивов имеется чашеобразное углубление, в котором накапливается дождевая вода. Кроме того, прямо у тропы лежит валун песчаника, о происхождении которого нужно также отдельно рассказать.
  • Маршрутная точка № 7. Валун песчаника

    Как и реликтовая растительность, которую можно увидеть на маршруте, этот валун также наследие ледника. Это так называемая морена, которая образовалась, когда ледник, двигаясь с севера на юг, как колоссальным экскаватором выпахивал поверхность, разрушая горные породы, попадающиеся ему на пути. Обломки этих пород вмерзали в тело ледника, переносились вместе с ним, постепенно шлифуясь друг об друга и талыми водами. Когда ледник, тая, начал отступать, обломочный материал остался на той территории, куда он был принесен ледником. Так, во многих местах нашей области появились гигантские валуны не характерных для нас горных пород, принесенные с Кольского полуострова и далекой Скандинавии.

    Отсюда маршрут идет вдоль скальных массивов, где туристы также имеют возможность делать фотографии, доходя до пещеры.
  • Маршрутная точка № 8. Пещера

    Длина пещеры составляет около 10–12 метров. Ширина ее входа – 1 метр, высота – 1,5 метра. На расстоянии 8 метров от входа она сужается до 0,7 м и имеет высоту 0,8 м. Здесь пещера раздваивается под углом 180 градусов и приобретает Т-образную форму. Боковые ответвления (ходы) прослеживаются еще на 3–4 метра, а затем резко сужаются, переходя в узкие трещины-лазы. Как ценный природный объект пещера в этом урочище предложена к охране воронежским географом В.Н. Двуреченским.

    Образование этой пещеры связано с действием карстовых процессов. Карст представляет собой процесс растворения или выщелачивания трещиноватых растворимых таких горных пород, как известняк, подземными и поверхностными водами, в результате которого образуются различные формы рельефа, в частности, пещеры. Впервые такие широко развитые процессы детально были изучены на побережье Адриатического моря, на плато Карст близ Триеста, откуда и получили свое название.

    К растворимым породам относятся соли, гипс, известняк, доломит, мел. Необходимыми условиями развития карста являются: 1) наличие растворимых пород; 2) трещиноватость пород, обеспечивающая проникновение воды (здесь породы имеют очень крупные трещины); 3) растворяющая способность воды (мы знаем, что липецкий край славится своими минеральными водами, а это значить, что на глубине имеются воды, способные активно воздействовать на горные породы). Здесь перед нами очень небольшая по размерам и протяженности пещера, но в мире существует множество пещерных комплексов представляющих собой систему горизонтальных или несколько наклонных каналов, часто сложно ветвящихся и образующих огромные залы или гроты. На дне таких пещер встречаются озера, по другим пещерам протекают подземные водотоки (реки), которые при движении производят не только химическое воздействие (выщелачивание), но и размыв (эрозию).

    При желании можно осмотреть пещеру.
  • Маршрутная точка № 9. Ущелье «Балалайка»

    Ущелье в скальном массиве Белый камень представляет собой весьма интересный в геоморфологическом отношении объект. Здесь можно увидеть так называемые «плачущие скалы» – необычные натечные образования, причудливо сложенные пласты известняковых скал, сформировавшиеся многие тысячи лет назад. Такие натечные образования на скалах очень редкое явление не только для наших мест, но и в целом для России.

    Далее маршрут идет через ущелье вдоль скал, а затем – подъем вверх, чтобы обойти выступающую над рекой скалу. Затем маршрут идет по левому берегу реки через дубовый лес Прасека и возвращает туристов к археологическому парку «Аргамач».
  • Остановка 2. Церковь Рождества Богородицы. МАОУ ДОД «Центр детского и юношеского туризма»

    На том же берегу реки, что и археологический парк, через балку, расположена церковь Рождества Богородицы и Центр детского и юношеского туризма.

    Церковь построена в 1844 г. на средства, собранные прихожанами. Она выстроена из глиняного полнотелого кирпича и имеет трехчастное строение. Объемно-пространственная композиция церкви состоит из невысокой храмовой части, одноэтажной трапезной части и четырехъярусной колокольни. Храм увенчан круглым барабаном, прорезанным высокими прямоугольными оконными проемами с полуциркульными завершениями. Купол утрачен. Третий и четвертый ярусы колокольни – восьмигранные. Ярус звона (четвертый) прорезан на всю высоту по четырем сторонам света высокими проемами с полуциркульными завершениями, фланкированные полуколоннами и завершающиеся белокаменными килевидными кокошниками. Перекрыта была колокольня куполом сферической формы с высоким шпилем, от которых в настоящее время сохранился только каркас.

    Стоит на охране государства как памятник регионального значения.

    Центр детского и юношеского туризма предлагает прокат туристско-спортивного оборудования и снаряжения. Рядом с территорией загородного оздоровительно-образовательного центра находится один из лучших в России стационарных спортивных полигонов, который представляет собой трассу около 2-х км, позволяющую повышать квалификацию любителям спортивного туризма.

    На построенном полигоне прошли такие масштабные массовые мероприятия как межрегиональный полевой лагерь «Юный спасатель», межрегиональный слет – соревнования «Школа безопасности», Всероссийские соревнования по спортивному туризму на пешеходных дистанциях среди школьников (Европейская зона), соревнования среди региональных отделений Всероссийской общественной молодежной организации «Всероссийский студенческий корпус спасателей».
  • Остановка 3. Мощеная дорога

    На пути в с. Пальна-Михайловка можно осмотреть участки мощеной дороги в сс. Касимовка и Михайловка. Она возводилась в дореволюционное время и являлась ответвлением старой Московской дороги, которая проходила через эти места.

    Основными источниками получения камня тогда был трудоемкий сбор на полях валунов и разработка гравия в ледниковых отложениях. Несмотря на значительную протяженность дорог (во второй половине XVIII в. только сеть почтовых путей из Москвы достигала 16–17 тыс. км) и большие потребности в совершенствовании условий перевозок, техника дорожного строительства в России длительное время ограничивалась осушением дорожной полосы и укреплением труднопроезжаемых мест древесными материалами. Не удивительно, что остатки мощеной дороги лучше всего сохранились в оврагах и на склонах.

    Началом дорожного строительства в России можно считать 1722 г., когда 1 июня был издан сенатский указ о постройке дороги, связывающей Петербург с Москвой. Дорогу строили как грунтовую. В указе от 20 мая 1723 г. говорилось: «... А в болотных местах класть фашины и между ими насыпать землею слоями до тех мест, как вышиною будет с натуральною землею ровно и потом мостить, не подкладывая под испод бревен и сверх того мосту насыпать по небольшому земли». Однако примитивная технология строительства, не приводила в суровых условиях европейской части России к получению удовлетворительных результатов. Низкое качество грунтовых и укрепленных деревом дорог привело к тому, что руководители дорожным строительством начали по своей инициативе мостить отдельные участки дороги камнем.

    В 1786 г. была утверждена как обязательная конструкция «дорожной одежды капитана Баранова для дорог с проезжей частью». Покрытие было двухслойным. Нижний слой состоял из щебня размером «малого куриного яйца», а верхний толщиной 2–4 дюйма из прочного каменного материала. При укатке рекомендовалось употреблять «катки сначала незначительного веса, но увеличивать по мере укатки вес оных». Последняя строительная операция рекомендовалась значительно ранее, чем ее ввел в 1830 г. в строительную практику для щебеночных покрытий во Франции Полонсо.

    Распространение булыжных мостовых было вызвано экономией средств. Они оказались менее трудоемки при строительстве, поскольку отпадала необходимость дробления камня на щебень, и их можно было надолго оставлять без ремонта. Изначально укатку вели без поливки водой, хотя положительное действие увлажнения щебня на закатывание было известно. В 1851 г. инженером Евреиновым рекомендовалось использовать воду при укатке.

    Первая производственная инструкция по устройству покрытий с применением «битумных» вяжущих материалов при улучшении грунтовых дорог и дорог с щебеночным и гравийным покрытиями была разработана только в 1928 г. Большой вклад в прогресс в дорожном строительстве сделал проф. Г.Д. Дубелир (1874–1942).
  • Остановка 4. Мельница - ГЭС

    Следующим пунктом осмотра является плотина на северной окраине с. Михайловка. По имеющейся информации до революции здесь функционировала мельница, а в Советское время ее переоборудовали в электрическую генерацию – один из первых в регионе объектов по плану ГОЭРЛО.

    ГОЭЛРО (Государственная электрификация России) – государственный план электрификации , разработанный Государственной комиссией по электрификации России по заданию и под руководством В.И. Ленина , одобренный VIII Всероссийским съездом Советов (22–29 декабря 1920 года) и утверждённый декретом Совета народных комиссаров «Об электрификации РСФСР» на IX Всероссийском съезде Советов (23–28 декабря 1921 года).

    Это первый перспективный план развития экономики, принятый и реализованный в России после революции.

    По некоторым источникам, подготовка проекта масштабной электрификации России велась ещё до революции 1917 года немецкими инженерами, работавшими на Петербургскую электрическую компанию. Возможно, в годы Первой мировой войны (1914–1918) сложно было начать реализацию по причине больших военных расходов. Основой плана ГОЭЛРО могли стать наработки созданного в 1916 году отдела энергетики академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России , преобразованного в 1930 году в Энергетический институт АН СССР .

    В Г.М. Кржижановского. К работе комиссии было привлечено около двухсот учёных и инженеров.

    ГОЭЛРО был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нём предусматривалось строительство предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики. И всё это привязывалось к планам развития территорий.
  • Остановка 5. Лес «Бахтин». Остатки хутора XVIII–XIX вв.

    Между с. Михайловка и ур. Хрущево-Ростовцево располагается лесной массив, носящий название «Бахтин». Интересно, что к его юго-западной части примыкает поселение XVIII–XIX века, обнаруженное при археологических исследованиях.
    Сохранились остатки фундаментов, рядом с которыми были собраны археологические артефакты. По опубликованным письменным источникам владельца найти не удалось. Скорее всего, название леса связано с хозяином этого хутора или отруба.
  • Остановка 6. Усадьба Стаховичей

    Усадьба Стаховичей – памятник архитектуры XIX–ХХ века. Среди сохранившихся построек выделяются старый «Первовский» дом, Дом «Актера», мост, дом охотника, дом управляющего, домик кружевниц. Достоин осмотра и старый барский парк.


    Когда-то Пальна была родовой вотчиной столбовых дворян Перваго. Корнями этот род уходил к первому конюшему Великого князя Василия Темного (1415–1462 гг.). В конце ХVIII века пращур рода Василий Осипович Перваго завещал своему сыну Михаилу правобережную часть Пальны, получившую название Михайловки. Левая часть, Алексеевка, досталась бездетному сыну, Алексею Перваго.

    После смерти Алексея, село целиком перешло Михаилу Перваго. Отсюда пошло двойное название села Пальна-Михайловка.

    Дочь Михаила Васильевича, Надежда Михайловна Перваго, вышла замуж в 1818 г. (1819 г.– ?) за полтавского помещика и артиллерии капитана Александра Ивановича Стаховича.

    Род Стаховичей польского происхождения. В середине ХVII века польский шляхтич Федор Степанович «вышел» в Россию и, вероятно, записался в казаки, потому что сын его, Андрей Федорович, был в 1694 г. сотником Городницким.


    Семейное предание гласит, что когда в гетманы был избран Скоропадский, Петр Великий обратился к Андрею Стаховичу со словами: «А гетманом-то следовало быть тебе». Имелись сведения, что за Андреем Стаховичем гетманским универсалом за подписью Мазепы закреплялось поместье в Полтавской губернии. Во всяком случае, Стаховичи - полтавские дворяне и до начала ХIХ века в Орловской губернии известны не были.

    Существует ещё одно семейное предание.

    Когда Надежда Михайловна была объявлена невестой, по обычаю того времени во все концы отправили крепостных гонцов, чтобы объявить дальним родным и знакомым о помолвке. Один такой гонец, передавая поручение, никак не мог вспомнить фамилию жениха. Незадачливому послу все-таки преподнесли штоф водки. При виде бутылки лицо гонца прояснилось: «Вспомнил! – объявил он. – Жениха – то зовут Штофович».

    Надежда Михайловна завещала Михайловку своему сыну Александру Александровичу 1-му (1830–1913), а Алексеевку его старшему брату Михаилу (1820–1858).


    Михаил Александрович был человеком необычайно одаренным. Известный драматург, автор популярной в свое время комедии «Ночное», талантливый собиратель русских народных песен, он был близок к кружку так называемой молодой редакции «Москвитянина». В этот кружок входили: писатели и поэты А.А. Григорьев, А.Н. Островский, Т.И. Филиппов, М.П. Погодин, А.Ф. Писемский, П.И. Мельников-Печерский, деятели театрального искусства и композиторы М.П. Садовский, А.И. Дюбюк, Н.Т. Рубинштейн и др. Петру Васильевичу Киреевскому, известному собирателю песен, Михаил Стахович посвятил свое «Собрание русских народных песен для фортепиано и 7-ми струнной гитары».

    Кроме увлечения литературой, музыкой, театром и народной песней, М. Стахович принимал активное участие в общественно-политической жизни. Одно время он был Елецким предводителем дворянства и ратовал за освобождение крестьян с землей.

    В 1858 г. Михаил Стахович был убит из-за денег своим бурмистром Иваном, которого он облагодетельствовал при жизни необычайно и к которому относился с большой заботой. Это произошло за 3 года до освобождения крестьян, к которому он горячо призывал при жизни, и, благодаря чему, имел среди реакционного дворянства много врагов.


    После смерти Михаила Стаховича Алексеевка перешла к его брату Александру Александровичу Стаховичу 1-му. Пальна снова соединилась в одних руках. Александр Александрович Стахович 1-й (1830–1913) – лейб-гусар производства 1848 г. из Николаевского Кавалерийского Училища. В 1853-м году женился на О.П. Ушаковой, дочери дивизионного командира и вышел в отставку ещё до Крымской кампании.

    Он был энергичным и предприимчивым помещиком, владевший тринадцатью имениями в различных центральных губерниях. Александр Стахович любил и понимал хозяйство, но главным его интересом были лошади. Он был одним из первых коннозаводчиков в России. Конный завод в Пальне заслужил славу одного из лучших в России. Здесь выводили орловских рысаков, но были и чистокровные английские скакуны.

    Конный завод находился на левом берегу речки Пальны около церкви. Главное здание с греческим портиком и медальонами с гипсовыми лошадиными головами на стенах, круглый манеж и ряды длинных, низких строений под красной крышей – это конюшни, лошадиная больница, целый лабиринт дворов. Далее располагались кузница, варки, дома наездников и конюхов. Палёнский конный завод был одним из старейших и известнейших в России.

    По своим воззрениям А.А. Стахович являлся для своего круга человеком прогрессивного склада. Он много сделал для благосостояния крестьян: построил хорошую больницу, родильный дом, школу.

    Помимо страсти к лошадям, Александр Стахович 1 очень любил театральное искусство. Константин Сергеевич Алексеев-Станиславский, находившийся в дружеских отношениях с семьей Стаховичей, называл А.А. известным артистом-любителем и прекрасным чтецом. Он много раз читал роль Хлестакова с самим Николаем Васильевичем Гоголем, прекрасно говорил монолог Репетилова из «Горе от ума» и прочее.


    В октябре 1886 г. А.А. Стахович читал в «Ясной Поляне» произведения А. Островского. Чтение так захватило Толстого, что послужило толчком к началу работы над пьесой и через три недели – к следующему приезду Стаховичей – Лев Николаевич закончил «Власть тьмы».

    Вообще, дом Стаховичей, бывших владельцев пальновского имения, на протяжении XIX века являлся резиденцией елецких предводителей дворянства. Будучи любителями и знатоками искусства, они привлекали в Пальну талантливых архитекторов, художников, писателей, артистов, в результате чего развивались и множились Елецкие связи с представителями общенациональной культуры: Л. Толстым, И. Репиным и В. Серовым, зодчими А. Витбергом и Д. Джилярди, скульптором П. Клодтом, К. Станиславским и МХАТом, М. Пришвиным и другими.

    В начале XIX века на живописном берегу речки Пальна был разбит парк (около 30 десятин) и выстроен дворец в неоклассическом стиле, сочетавшем строгие античные линии и формы с романтической красотой задумчивой русской природы. Вписанный в окружающий пейзажный ансамбельный склон и крутой берег Пальны, к которому от дома вела длинная прерывистая лестница, пальновский дом вошел в историю отечественной архитектуры как показательный памятник деревянного классицизма 1-ой трети XIX века.

    Главный усадебный домпостроен в 1910 г. на месте сгоревшего в 1907 г. деревянного дома, сооруженного в нач. ХIХ в. по проекту известного московского архитектора Александра Лаврентьевича Витберга (1787–1855 гг.). Биограф А.Л. Витберга считает, что «Палёнский дом с его садовым полуциркульным выступом и массивами выступов противоположного фасада представляет интереснейший образец деревянного помещичьего ампира, рассчитанного на живописное впечатление».

    Старый «Первовский» дом был построен на Михайловской стороне по заказу Михаила Васильевича Перваго. По воспоминаниям Михаила Алексеевича Стаховича, «большой серый деревянный дом с белыми колоннами и зеленой крышей состоял, собственно, из двух домов: 2-х этажного главного здания и другого поменьше, соединенных залой. … Комнаты были низкие, не очень светлые и носили еще названия ушедшей эпохи: девичья, сени, диванная. В столовой висели почерневшие фамильные портреты, писанные крепостными. Двери красного дерева с накладными бронзовыми венками вели в залу. В этой единственной очень светлой комнате в 14 окон, с гравюрами в тоненьких рамах и большими бюстами Щепкина и Садовского со странным диванчиком в виде латинской буквы «S» для двух собеседников…, со старинным роялем, диваном и креслами по углам, сосредотачивалась общественная жизнь дома».


    Усадьбу в 1891 и 1892 годах посетил Илья Ефимович Репин, большой почитатель и друг семьи. Вдохновленный необычной архитектурой усадебного дома, красотой здешних мест и гостеприимством хозяев, художник написал картину «Пальна. Вид с балкона». В этот же период сделаны эскизы к портретам хозяина усадьбы, его сына Михаила Александровича «младшего» (1861–1923 гг.) и дочери Софьи Александровны (1862–1942 г.), к которой Репин питал глубокую симпатию.

    Сгоревший деревянный дом, воссозданный в камне по совету Л.Н. Толстого, полностью воспроизводил планировку и архитектурное оформление своего утраченного предшественника.

    Парк в с. Пальна-Михайловка является памятником природы, его площадь – 22 га. Наряду с местными древесными формами в нем произрастает 20 видов экзотов. В их числе пихта сибирская, лиственница сибирская, кизильник белый, дуб пирамидальный и другие древесные экзоты.


    «Высокий балкон-терраса вел в парк. Обширный и тенистый, с огромными вековыми деревьями, белыми статуями греческих богов и богинь, каменными беседками и памятником Пушкину, он спускался к нашей веселой извивавшейся среди плакучих ив речке Пальне; слева, постепенно переходя в парк. Затем выходил на нагорную лужайку Симакино с чудесным видом на Алексеевскую сторону, а справа замыкался плодовым садом с оранжереями и грунтовыми сараями», – вспоминал впоследствии Михаил Алексеевич Стахович в своей рукописи «Ушедшее».

    Дом «Актера»построен по заказу Алексея Александровича Стаховича (1856–1919), старшего сына Александра Стаховича 1-го. Он, также как и отец, был человеком необыкновенно одаренным и разносторонним.

    После службы в Николаевском Кавалерийском училище и службы в Кавалергардском полку, А.А. Стахович был назначен адъютантом к Московскому генерал-губернатору Великому Князю Сергею Александровичу.

    После убийства Великого Князя (4 февраля 1905г.) Алексей Стахович был назначен генералом для поручений при Кавказском наместнике графе Воронцове-Дашкове, но прослужив всего два года, он вышел в отставку и занялся любимым театром.

    Алексей Стахович унаследовал от отца страстную любовь к театру. Еще в бытность свою адъютантом, он был тесно связан с Московским Художественным театром. Алексей Александрович подружился с К.С. Станиславским и многими артистами, и часто помогал театру своими связями. Впоследствии он вложил деньги в дело и стал вместе с К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко директором и представителем вкладчиков. Однако целиком посвятил себя театру он лишь после смерти жены в 1912 году.


    Жизнь этого человека, как и других представителей семьи, закончилась трагически. После революции Алексей Стахович по вполне объяснимым причинам был отстранен от участия в спектаклях. Ему доверили лишь обучение молодых учеников студии хорошим манерам. Больной, старый, в феврале 1919 г. он покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Москве.

    Дом «Актера» создан в так называемом викторианском (английском) стиле неоготики: кирпичный, неоштукатуренный, ассиметричный в плане, сливочного цвета, с выступающими фронтонами, пучками высоких труб, арками и стрельчатыми окнами. Постройка внешне имитировала средневековый английский замок, но внутренняя планировка выполнялась в соответствии с духом нового времени.

    Вся внутренняя отделка дома, дизайн интерьеров разрабатывался при непосредственном участии супруги Алексея Александрович Марии Петровны Васильчиковой (186?–1912 гг.).

    Комнаты были большие, очень высокие, выкрашенные светлой масляной краской; сквозь многостворчатые окна лился свет; лестницы были белые, коридоры широкие; обилие света и воздуха должно было благотворно действовать на душу и здоровье детей. В его убранстве не было ничего случайного; во всем проглядывал культурный и точный вкус М.П. Васильчиковой-Стахович. В своих путешествиях, в музеях, из альбомов и специальных журналов она зарисовывала все, что могло пригодиться для ее нового дома. В новом доме можно было найти и большие, до потолка, голландские печи из бело-синих расписных изразцов, и резные двери светлого дуба, точное воспроизведение какого-то флорентийского церковного портала, и глубокий камин в столовой, заимствованный из нюрнбергского дома Альбрехта Дюрера.


    Готический стиль дома подчеркивают пирамидальные дубы, изображенные впоследствии на флаге и гербе Становлянского района . Эти два пирамидальных дуба были привезены с Балкан в период русско-турецкой войны и посажены на левом берегу Пальны напротив главного усадебного дома.

    Рядом с домом Алексея Александровича стоит «Домик управляющего». Здесь жил Виктор Васильевич Ермаков, управляющий имения Стаховичей.

    Крестьянским мальчиком из соседнего с Пальной села Аахангельского попал в казачки к Алексею Александровичу, когда тот женился на Марии Петровне Васильчиковой. Позже Виктор Ермаков сделался камердинером Алексея Александровича и сопровождал его в поездках.

    Он влюбился в горничную Машу, но она не соглашалась выйти замуж за камердинера. Тогда Алексей Александрович произвел Ермакова в приказчики своей Палёнской усадьбы, и Виктор смог поселиться с молодой женой в новом флигеле.

    По воспоминаниям сына Алексея Стаховича Михаила Алексеевича, когда семья отца стала жить в Пальне, Виктор уже управлял всей усадьбой и был в ней не только главным, но и самым необходимым лицом. За всем, что касалось дома, сада, конюшни, обращались к нему. Он все знал, все умел, все мог достать. Во время званых обедов он даже появлялся в столовой и со строгим и озабоченным видом надзирал за обрядом сервировки.

    После смерти Александра Александровича 1-го в 1913 году, когда часть Пальны перешла к его сыну Алексею («актеру»), Виктор стал управляющим имения.

    Ещё задолго до этого Виктор превратился в Виктора Васильевича, уважаемого и влиятельного человека, стоявшего на дружеской ноге с елецкими купеческими тузами. Перед ним «ломали шапки» не одни местные крестьяне. Он не был ни мыслителем, не русским мистиком. Это был русский практик, обладавший огромным здравым смыслом и острым верным глазомером. В нем было полное отсутствие сентиментальности, но большое чувство справедливости, много энергии и особое хозяйственное чутье.

    Церковь-усыпальница «Михаила Архангела»– почти точная копия Успенского храма в подмосковной усадьбе Отрада-Семеновское Орловых-Давыдовых, построенных по проекту известного архитектора Доменико Жилярди (1785–1845 гг.). Это яркий образец ампирной архитектуры. Датируется храм разными исследователями по-разному: 1830-ми гг. и 1895 годом. Вместе с тем, храм гармонирует в пространстве усадьбы с главным домом по стилю и расположению.


    При реставрации церкви деятельным участием бывшего директора племсовхоза «Пальна-Михайловский» Алтунина Анатолия Алексеевича и на средства семьи Стаховичей в начале 1990-х гг. в стены храма вмонтированы надгробные плиты с могилы Михаила Васильевича Перваго, Надежды Васильевны Перваго-Стахович, Михаила Александровича Стаховича «старшего» и Любови Андреевны Надеждиной, родственницы Стаховичей. Росписи и иконостас утрачены.

    Так называемый «Дом охотника» – постройка кон.ХIХ в.–нач. ХХ в. в псевдоготическом стиле, оставшаяся от 3-го усадебного дома, принадлежащего Александру Александровичу Стаховичу 2-му (1859–1915 гг.). «А слева на третьем холме, «на том боку», по паленскому жаргону, у опушки дубового бора Выруба высился еще один дом с красно-синим флагом на четырёхугольной башне, дом дяди Саши, второго брата моего отца», – вспоминал впоследствии Михаил Алексеевич Стахович.

    Второй сын Александра Стаховича 1-го, Александр Стахович 2-й занимался общественно-политической деятельностью. С 1895 по 1904 г. был елецким предводителем дворянства, являлся активным работником на поприще Земства. В частности, участник Всероссийского Земского Съезда 1905 г., внесшего формальное предложение об установлении конституционного строя. С 1907 г. Александр Стахович 2-й являлся участником II-й Гос. Думы, подписал Выборгское воззвание.


    К сожалению, третий усадебный дом не сохранился. Предположительно, на месте этого дома сейчас находится сельский магазин (здание бывшей совхозной столовой).

    Дом «кружевниц»построен Надеждой Александровной Стахович-Огаревой (1854–1919 гг.) – старшей дочерью Александра Стаховича 1-го. Надежда Александровна была фрейлиной Её Императорского Величества. Она вышла замуж в 1876 году за Александра Николаевича Огарева, генерал-майора. У Огаревых не было детей. Надежда Александровна организовала в Пальне школу кружевниц для девушек из бедных крестьянских семей и богадельню для местных крестьян. Оставила о себе у жителей Пальны очень хорошую память.

    Здание школы, вероятнее всего, построено в конце ХIХ в. на правом берегу речки Пальна. Трехэтажное кирпичное здание, прямоугольное в плане, построено в стиле эклектики. Главным (юго-западным фасадом) обращено на дорогу, идущую от села к усадьбе. В советское время здесь располагалась средняя школа.


    Напротив школы кружевниц на левом берегу Пальны располагался винокуренный завод конца ХIХ в. (утрачен в 1-й пол. ХХ в.). От него сохранилась высокая кирпичная труба.

    Усадьба Стаховичей – объект культурного наследия федерального значения.

    В настоящее время за счет средств федерального бюджета ведется реставрация Дома «Актера», решается вопрос с приспособлением памятника для современного использования и благоустройством территории.

Рекомендуем


Попробуйте что-то новое

Статьи Клуба Робинзоны

Чат